изготовление стрит-оборудования
Настоящее стрит-оборудование и стрит-удовольствие только на улице, но это должна быть даже не немецкая улица, на которой все-таки слишком много средневекового булыжника, а нечто рядом с Голливудом - мрамор, полированный бетон и ступени, уступы, парапеты, перила. |
Но, в общем, даже там для соревнований все равно делают специальное оборудование. Мода на него постоянно меняется, например в 94 году четвертушки считались слишком простыми для трюков, зато появились пирамиды и железные или деревянные гробы. Как и во всяких других областях, мода на оборудование никакого смысла не имеет. Можно делать оборудование по чертежам десятилетней давности, оно будет ничем не хуже того, что рекламируют последние журналы - ведь на настоящей улице ты катаешься по чему бог пошлет...
Все-таки дадим рабочую классификацию. Уличный рельеф состоит из ступеней (их редко имитируют в скейт-парках) и плоскостей: вертикальных (стены), горизонтальных (террасы, уступы, скамьи, парапеты), наклонных (съезды, опорные стены - крепиды, парапеты у лестниц, облицовка каналов и набережных). Наклонные плоскости могут иметь радиус закругления, на улице это редкость, но в скейт-парке большая часть оборудования делается с закруглением для мягкого заезда и образования центростремительной выталкивающей силы. Границы плоскостей образуют самые разнообразные грани, сюда же можно отнести перила, бордюры, рельсы. Клумбы, бочки, колонки пожарных кранов, автомобили и, безусловно, урны, а также собаки, кошки и самые невообразимые вещи, через которые выполняются прыжки, отнесем в разряд препятствия. Существуют еще бассейны (и близкие к ним блюдца, тарелки, каналы, канавы). Даже пустота имеет свой смысл, если находится между местом прыжка и местом приземления, например при перелете с крыши на крышу, со скалы на скалу. Такие штуки называются большие щели
. Так или иначе все можно имитировать в скейт-парке, причем с повышением безопасности, облегчением техники и значительным усилением зрелищности трюка. Об этих трех вещах ты должен думать, выискивая чертежи в Интернете (а их там полно) и размещая заказ в мастерских или самостоятельно заколачивая гвозди.Материал - решает много проблем и столько же их создает. Начинающим надо работать только с деревом, поскольку такое оборудование легко ремонтировать и переделывать. Из дерева сделано оборудование в самых лучших американских скейт-парках и перевозное оборудование лучших профи-команд. Деревянные конструкции относительно легкие и прочные, покрытие из бакелитной судовой фанеры просто идеально (но дорого). Обычная 7 или 10 мм фанера в два слоя покрывает профи-оборудование, но по бедности годится и один слой, только на хорошем каркасе. Дерево должно быть хорошо просушено - как это не удивительно, но в России (а ранее - во всем Советском Союзе) это большая редкость. Поэтому в наших скейт-парках почти не встречаются деревянные сооружения. К тому же климат наш с кислотными дождями дерево гробит. Его также палят (сжигают) или разбивают в щепки хулиганы и вполне добрые хозяева пускают на топку. С бетоном и камнем проблемы безопасности отпадают полностью, но они требует высоких технологических навыков (кое-что из практики я опишу).
Вообще, если ставить перед скейт-парком коммерческие задачи, оборудование надо заказывать мастерам (плотникам, каменщикам-бетонщикам или сварщикам), но не давать им никакой самостоятельности и не торопить. На каждом технологическом шаге кто-то из продвинутых роллеров, пускай даже 11 лет, должен проверить их представление о том, что они собираются делать и что из этого должно получится. Каким бы богатым и навороченным не был заказчик оборудования и каким бы золотым резцом не считал себя мастер, надо настойчиво и не обидно объяснить им, что их мнение ничего не значит. И очень необидно объяснить, что только этот 11-летний мальчик должен принимать решения. Правда для этого мальчик должен покататься до того в нескольких скейт-парках, посмотреть несколько скейт-видео, а главное много чего из трюков делать.
Может я нудно все очень излагаю, но я столько видел безнадежно угробленного металла...В Саратове на Набережной - целое кладбище. Кстати в России, Украине, вероятно и в странах Балтии - это основной материал. А сварные - это мастера, на которых роллеры молятся, многие, кстати и учатся этому ремеслу. Для каркасов используются трубы, уголки, швеллера, арматура - какие угодно. Причем для фанерных или полимерных настилов в том числе. Надо помнить, что капля камень точит, а детишки от сваренных игровых площадок обычно быстро оставляют рожки да ножки: от ударной нагрузки и вибрации сварные швы разваливаются. Там, где возможно, нужны соединения на болтах (затянуть
, концы согнуть, резьбу расклепать - чтоб ни одна зараза не раскрутила). Все настилы делают из листовой стали 4 мм - она естественным образом принимает радиус выгиба, нужный для катания. А еще эта сталь не деформируется от ударов. Все что толще - невозможно правильно выгнуть. Все, что тоньше, быстро покроется вмятинами от роликов, например при приземлении с двух-трех метров 80 кг туши какого-нибудь юного акселерата и только на одно колесико - посчитай-ка нагрузочку!Теперь о некоммерческих скейт-парках. Все оборудование надо делать самим. Это на самом деле приятно, но главное - делает вас клубом. Новичок принимается тоже через работу, а она ведь всегда есть, потому что всегда хочется слепить что-нибудь новенькое. А кататься на только что сделанном оборудовании... Это такое возбуждение, я даже и не буду сравнивать, а то девушки (которые все еще девушки) будут считать, что я недооцениваю возбуждение от них.
Главной особенностью скейт-оборудования является необязательный характер почти всех размеров. Чтобы экономить время и деньги, все чертежи будущего сооружения приводятся в соответствие с размерами материалов, например листов фанеры или стали, длиной труб или досок и т.д., чтобы использовать большую часть материала цельными листами и кусками и не выбрасывать обрезки.
Теперь начнем с самого простого и необходимого для первых трюков, а потом будем матереть и богатеть.
1.Тротуар - простейший из так называемых фанбоксов (funbox - ящик для забав, для баловства).
Горизонтальная плоскость, то есть настил с металлическим, фанерным или дощатым покрытием на высоте 15-40 см над землей на ножках или на каркасе. |
Ширина тротуара для спокойного проезда одного человека от 80 см, лучше 1м, можно больше, если он к чему-то широкому будет представляться. Длина не меньше 2 метров. На одном из краев тротуара по всей длине можно пустить бордюр (рельсу или швеллер), верхняя грань, которого поднята относительно тротуара еще на 20 - 30 см. Вместо бордюра может быть наклонная труба с большей высотой в 50-60 см и меньшей в 20-30. Кстати второй край тротуара также по всей длине - это тоже полноценная грань. По ширине тротуара с одной стороны можно сделать заезд и даже с радиусом. Вторая оставляется без съезда для трюков с соскоком. Тротуар должен быть тяжелым и не ерзать, когда по нему скользят. В то же время 3-4 роллера должны спокойно его перемещать и устанавливать, например в наклонном положении, опирая на скамейки или парапеты.
Для верности снизу все конструкшены (особенно легкие перильца и трамплины) обуваются в галошки или презики (кому как нравится). Делаются они из обрезков шланга (не гладкого с продольной насечкой), естественно обрезки надо еще продольно разрезать и раскрыть. На металлические "ступни" они привязываются проволокой, к деревянным прибиваются гвоздями с расправленном виде. Насечка располагается поперек возможным смещениям.
2. Крокодил - это также самый простой фанбокс: малый трамплин, соединенный с наклонной плоскостью. Это значит, что вылетать с него на большой скорости не обязательно, можно просто перекатывать. Высота трамплина 30-40 см, длина наклонной плоскости - 2 метра, ширина всей конструкции не меньше 80 см. Общая длина (а рама должна быть цельная) вычисляется на чертеже, учитывая точный профиль трамплина. А вот это уже целая наука.
3. Трамплины (jampramps) и четвертушки (quoterpipes) - они вообще как корабли, каждый имеет свой характер и каждому следует давать при рождении свое имя. Радиус выгиба зависит от высоты задней стенки трамплина. Чем выше трамплин, тем более пологий радиус может он иметь. На малых трамплинах высотой 30-50 см радиус выгиба - 2.4 - 2.6 метра, на средних трамплинах или приставных радиусах к фанбоксам с высотой 60-80 см радиус задается в 2.7 - 2.9 метра, все, что выше делается с радиусом 3 или даже 3.7 метра. Понять, что такое радиус, можно только реально начертив его на асфальте или бетоне: просто берете рулетку, разматываете до отметки, скажем 2 метра 50 см, и один человек держит за один край (0 см) в центре круга, а второй,
прижимая кусок мела к отметке 250 см, чертит им большую дугу. Рядом с ней надо начертить и дуги с другими радиусами. Потом хорошенько навести их краской - пусть живут вечно. К этим радиусам можно прикладывать всякие реальные штуки (доски или металлические уголки) или пририсовывать мелом гипотетические и весьма предположительные (но от этого ничуть не менее упоительные) конструкции. Их следует бессовестно расхваливать (если они твоего авторства) или беззаветно обливать грязью (все чужие). На самом деле кататься будут все, поэтому обсуждение каждого проекта должно быть основательным и нужны чертежи в натуральную величину.На фанере или ДВП таким же человечьим "циркулем" надо сделать шаблон радиуса - две стороны шаблона должны давать прямой угол, третья сторона - лежащий на нем радиус. Пока вы еще не прочертили на прямоугольном куске фанеры радиус, этот самый кусок можно по всякому двигать, например оставляя на короткой стороне ровно 30 см. "Положив" радиус на длинную сторону так, чтобы он слился с ней в месте заезда, вы получаете точную длину трамплина. Собственно это и будет
профиль (вид сбоку) трамплина или четвертушки. Прямо на шаблоне размечается положение вертикальных стоек и поперечин рамы. Нормальная ширина трамплина 1 м, минимальная 80 см, если лист фанеры имеет ширину 120 см - резать "лишнее" не стоит. Но при ширине листа в 154см, 50 или 60 см можно отрезать и пустить на заднюю стенку. Длину будущего настила определяют по шаблону шнуром - она значительно больше, чем просто прямая от верхней точки трамплина до его заезда. Нужно еще добавить 15-20 см на горизонтальную часть заезда.Итак, имея шаблон боковых стенок и точное представление о настиле, можно делать раму - сварную или деревянную. Рассмотрим деревянную, делается она из бруса 4х6 или 5х5 см, соединение лучше шиповое или вполдерева (но тогда все укрепляется рамовыми уголками на шурупах). Соединения проклеиваются. Гвозди также обмакиваются в клей, шурупы (а их надо использовать чаще) тоже. Боковые стенки трамплина (радиусы) лучше делать цельными из толстой фанеры 14-20 мм или широкой доски-дюймовки (можно 30мм). Выпиливаются они по шаблону электролобзиком, насадкой-лобзиком на электродрель или простой правильно заточенной неширокой ножовкой. Рама уже без настила и задней стенки должна быть крепкой и жесткой (с диагоналями). Необыкновенно важным и для деревянных, и для металлических рам является то, что настил будет отгибать раму
в месте заезда вниз - ломать и рвать дерево, срывать сварные швы, гнуть металл. Жесткость и прочность конструкции здесь должна быть удвоена.Листовая сталь 4 мм (никакая другая), как я уже говорил, укладывается на радиус просто с удовольствием под собственной тяжестью, каркас под нее нужен просто под швы, скажем 0.8х1м. Для дерева ребра жесткости нужны чаще - 40х50 или 30х80, например. Чтобы выгнуть фанеру, закрепляют вначале ее верхний край, а потом просто сидят на ней вдвоем и вкручивают шурупы - самое тяжелое в средней поперечине трамплина. Фанера нужна без сучков, лучше березовая. Толщина 10 мм самая оптимальная, у профи - два слоя 7 мм. Финская или судовая бакелитовая фанера притягивается к раме только на болтах с гайками и под большим грузом или с домкратами - это делается только в условиях хорошей мастерской с кран-балками. Дешевле всего для больших четвертушек делать настил из доски-дюймовки или тридцатки и для гладкости сверху оббивать тонким металлом или жестью. Только помните, что все неровности они сразу обтянут под утюжкой коньков.
Горизонтальная часть заезда - самая ответственная. Сталь 4 мм сама решает эту проблему, только надо оставить за рамой 20 см, они лягут на асфальт как надо. При дощатом настиле самое простое: последняя доска стесывается снизу по всей ширине четвертушки до остроты ножа, покрытие (пластик, ДВП, тонкая фанера, жесть или тонкий металл) выпускается на 20 см вперед на асфальт. Потом правда, оно будет все равно задираться, придется его к асфальту прикручивать на дюбелях: сверлить дыры глубиной 7 см, вбивать деревянные пробки и в них вкручивать шурупы с широкими шляпками или, подложив под шляпки широкие шайбы. Самое надежное на больших четвертушках с фанерным настилом жестко приварить в месте заезда полосу металла 4-6 мм толщиной. Она стачивается электроточилом снизу до той же остроты ножа. При перевозке и переноске как раз этим местом нельзя ронять ее на ноги. И опять до той же остроты и только снизу стачивается фанерный заезд трамплина. Для крепости его сразу же надо пропитать эпоксидной смолой или водостойким клеем (на худой конец ПВА) и обтянуть тканью, лучше джинсой, можно просто бинтом. Снизу под задней стенкой трамплин обувают в галошки - прибивают резиновые тормозные накладки (смотри выше).
Покраска готового изделия не только приятная, но необходимая вещь. Низ рамы красится обязательно для защиты от гнили или ржавчины. Настил из металла (любого) красится только по краям, остальное заполируют пятыми точками роллеры. Крашеная фанера становится водостойкой и скоростной. Скорость на отфугованных и покрашенных досках значительно возрастает. Теперь можно давать конструкшену имя. Это делается, чтобы избежать путаницы при погрузке, при судействе, при разработке программ показаловок, при обучении и т.д. Когда на площадке больше двадцати "этих фиговин" тыкать в каждую пальцем просто глупо.